Перед каникулами Верховная Рада затянула пояса в попытках скопом проголосовать за важные документы, которые не один месяц пылились в долгих ящиках. Одним из них является законопроект о нацбезопасности, принятый в первом чтении в начале апреля.
По сути, документ - план будущего сотрудничества Украины со странами НАТО. Именно поэтому его так принципиально важно принять до саммита альянса в июле, на который поедет президент Петр Порошенко. Закон будет сигналом решимости Киева двигаться в направлении евроатлантической интеграции. Более того, в НАТО надеются, что в окончательной редакции будут учтены базовые принципы реформы сектора.
Однако не все так просто - 650 поправок к президентскому законопроекту говорят сами за себя. Подробнее - в материале obozrevatel, передает gazetka.
Одна из главных новаций законопроекта - кадровая. Согласно документу, с 2019 года министр обороны Украины вместе с заместителями назначается Верховной Радой по представлению президента из числа гражданских лиц, что является распространенной международной практикой. То есть генерал Степан Полторак в эту схему не вписывается.
Второй ключевой момент - перераспределение функций между Минобороны и Генштабом ВСУ. Причем, по задумке, главнокомандующий и начальник Генштаба - два разных человека, а не один, как сейчас.
"В законопроекте есть очень правильная идея. Она заключается в разделении функций управления сектором безопасности и политики... То есть сектор безопасности, вся правоохранительная деятельность будут полностью отделены от политики", - пояснил OBOZREVATEL секретарь комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, народный депутат из фракции Блока Петра Порошенко Иван Винник.
В законопроекте значится и утвержденный список из 15 ведомств, которые отвечают за безопасность Украины. Кроме Минобороны, СБУ и Госпогранслужбы, там фигурируют МВД, разведывательные органы, спецслужба транспорта, миграционная служба, ГосЧС, служба спецсвязи и защиты информации и другие. Президент руководит всеми силами безопасности и обороны.
Затрагивает законопроект и сферу оборонного заказа. Фактически документ закладывает предпосылки для приватизации "Укроборонпрома". "В результате принятия закона будет организован центральный орган исполнительной власти, и предприятия, которые входят в концерн "Укроборонпром", попадут в сферу его управления", - заявил Винник. Что за орган и как он будет функционировать - на данный момент не понятно.
Важнейший пункт реформы - усиление демократического гражданского контроля над сектором безопасности и обороны. На этом, в частности, настаивают международные партнеры Украины. В теории запуск такой системы позволит уменьшить коррупцию и более эффективно расходовать средства.
Более того, ранее Украина взяла на себя обязательства установить демократический контроль над силовыми структурами в ряде международных документов: "Партнерство ради мира: Рамочный документ", "Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО" и "Кодекс поведения относительно военно-политических аспектов безопасности".
Суть предельно проста: украинцы могут и должны контролировать сектор безопасности через ряд посредников. Ими могут выступать общественные организации, СМИ, избранные ими нардепы и так далее.
Зарегистрированным гражданским объединениям гарантируется право получать информацию о работе сферы безопасности. Разумеется, кроме засекреченной. Также они смогут исследовать, проводить экспертизы решений и предоставлять свои выводы и предложения госорганам.
Еще один принципиальный момент - наличие в финальной редакции законопроекта о нацбезопасности парламентского контроля за деятельностью СБУ. Именно отсутствие этого пункта в первоначальном документе не понравилось ЕС и НАТО.
В Верховной Раде будет создан отдельный мониторинговый комитет, который будет следить за соблюдением прав и свобод человека при осуществлении уполномоченными органами правоохранительной, разведывательной или контрразведывательной деятельности. Правда, как он будет работать - пока не совсем ясно.
И наконец - пункт "национальные интересы". В президентской версии законопроекта его оптимизировали, убрав "воду" вроде развития духовности и укрепления физического здоровья нации.
Национальные интересы сделали более глобальными и объединили в три больших группы:
- государственный суверенитет и территориальная целостность;
- развитие экономики, гражданского общества, рост уровня и качества жизни населения;
- интеграция в ЕС и членство в НАТО.
Правда, нардепы в итоге решили, что это как-то несолидно и добавили еще ряд пунктов. Целостность украинского гуманитарного, информационного и конфессионального пространства; благосостояние общества и физическое здоровье нации; генофонд нации - понятия очень размытые и в целом вытекающие из изначального перечня нацинтересов.